Эссе "развитие коммуникативной компетентности общения". Личность коммуникатора и ее характеристики Эссе про телефон

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение

Коммуникативная компетентность рассматривается, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаимодействует с людьми.

Коммуникация также является основным видом деятельности для социального - педагога, выражающаяся в передаче исторического опыта, накопленного человечеством в области знаний, взаимоотношений людей, организации учебно-воспитательной деятельности, в воспитательном и развивающем воздействии на учащихся. Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям в педагогической деятельности. Проблема общения, коммуникации является фундаментальной проблемой психологии, а само понятие общения, коммуникации является базовой категорией психологической науки.

На основе анализа различных подходов к определению структуры коммуникативных способностей была выработана структура, объединяющая концепции нескольких авторов. Она делит коммуникативные способности на две составляющие. Это, во-первых, социально-перцептивные способности, умения, навыки. К ним относится эмпатия, социально-психологическая наблюдательность, социально-психологическая рефлексия, социально-психологическая перцепция, рефлексивно-самооценочные свойства, контактность (способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения). Во-вторых, это перцептивно-рефлексивные способности личности, выражающие способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, членом которой является личность, а также способности к пониманию места и роли в группе каждого из участников, в том числе и самого себя.

На данный момент существует много методик развития коммуникативных способностей. Одним из способов стимулирования и развития этих способностей является социально-психологический тренинг, который ориентирован на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения. Он помогает развивать способности у детей различных возрастов, у людей различных профессий. В отечественной психологии социально-психологический тренинг подробно рассмотрен в работах Г. А. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, А. А. Бодалева, А. И. Донцова, Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской, С. В. Петрушина, В. Ю. Большакова.

Объект исследования коммуникативная компетентность.

Предмет исследования – развитие коммуникативной компетентности общения.

Цель исследования – изучить особенности развития коммуникативной компетентности общения.

Задачи исследования:

1. Дать общую характеристику общения и коммуникативных навыков;

2. изучить особенности коммуникативной сферы личности;

3. рассмотреть методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.

1.1. Особенности коммуникативной сферы личности

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения, так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

    Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

    Социально-психологический программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

    Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно - интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)

Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения).

Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)

Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Каждая из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и, прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.

В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительное эмоциональное “заражение” проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно, оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать “ход” общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности

Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и речевой громкости.

В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия “коммуникативный потенциал личности”.

Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

    Творческое мышление;

    Культуру речевого действия;

    Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

    Культуру жестов и пластики движений;

    Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

    Культуру эмоций.

Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.

Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

1.2.Проблема коммуникативной деятельности в трудах отечественных авторов

Теоретическое осмысление коммуникативной деятельности позволит нам в определенной степени прогнозировать дальнейшее развитие явлений общественной жизни и более четко определить роль и место в этих процессах социального работника, то есть человека, профессиональной обязанностью которого является общение с людьми.

Для социально-психологических исследований общения характерен глубокий интерес к закономерностям взаимодействий индивида с группой, где происходит становление духовного мира личности, и проявляются индивидуально-психологические особенности деятельности. В связи с этим межличностные формы общения рассматриваются на фоне целостного функционирования группы, ее психологического климата, групповой динамики, групповых ценностей, потребностей, мотивов деятельности и интересов. Общение рассматривается в тесной связи с процессом образования и развития группы как целостной системы, социальные психологи (Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.Л.Петровская, Б.Д.Парыгин и др.) склоняются к выделению в целостном процессе общения нескольких взаимосвязанных аспектов. Общение рассматривается как обмен информацией (коммуникативная сторона общения), как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения), как отношения, складывающиеся между людьми в процессе совместной деятельности. В каждом из этих аспектов, в свою очередь, есть различные уровни: от смыслового (мотивационно-целевого) до «технического» (операционного). Психологический аспект общения предполагает изучение его как межличностного взаимодействия, общения на уровне индивидуального бытия человека, его сознания и психики.

Принципиальное значение имеют работы А.А.Бодалева и его учеников, в которых раскрываются гностические, аффективные, практические характеристики общения и их взаимосвязи. Это, прежде всего, изучение социально-психологической перцепции и рефлексии, их связи с поведением и эмоциональным настроением коллектива и личности. Общение, как справедливо утверждает А.А.Бодалев, является одним из основных видов деятельности людей, выявляет основные их характеристики, оказывает влияние на весь ход формирования, на отношение друг к другу, к самим себе.

Таким образом, социально-психологические теории рассматривают общение как сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно как взаимодействие индивидов, и как обмен информацией, и как отношение людей друг к другу, и как взаимное влияние друг на друга. Социологический подход к проблеме общения позволяет рассматривать формы общения как опосредованные условиями и организацией труда, формами трудового взаимодействия, распределением функциональных обязанностей, власти, ответственности и подчинения, стилем и методами управления и руководства.

В процессе воспитания всегда выступают как минимум два субъекта -воспитатель и воспитанник, которые взаимодействуют, обмениваются информацией, вступают в определенные отношения, которые формируются и развиваются, оказывают влияние друг на друга. Поскольку все перечисленные выше характеристики входят в содержание понятия общение, то мы можем сделать вывод, что категория общения является также и предметом изучения педагогики.

Видные представители педагогической науки С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко внесли значительный вклад в решение проблемы общения, в ее педагогический аспект. Они единодушно подчеркивали необходимость коллективных начал в сотрудничестве учащихся и учителей.

В своих трудах С.Т.Шацкий неоднократно подчеркивал общественную и исследовательскую природу деятельности педагога: «Педагог - общественный работник с широким горизонтом, педагог - организатор своего дела, педагог - умелый наблюдатель и исследователь...». Наблюдения и практические выводы С.Т.Шацкого относительно педагогического общения в процессе обучения остаются актуальными и значимыми и по сей день. А.С.Макаренко внес фундаментальный вклад в педагогическую науку, уделяя особое внимание вопросам педагогического общения в ходе целостного воспитательного процесса. Основными чертами его педагогической системы были гуманизм, оптимизм - умение видеть в каждом воспитаннике положительное и проектировать в нем лучшее, учитывая индивидуальные особенности в организации межличностных отношений в коллективе.

Проблема взаимоотношений в педагогических системах является одной из центральных в последних работах В.А.Сухомлинского. В этих работах неоднократно встречается термин «общение», которое, однако, нельзя считать предметом теоретического анализа В.А.Сухомлинского. Особенно большое внимание он уделяет проблеме общения учителя с детьми, высказывая много интересных мыслей по поводу того, каким должно быть это общение по содержанию, форме, стилю и т.д. Анализ предыстории и истории проблемы общения в педагогике подробно сделан в работе А.В.Мудрика. Анализируя общение как педагогическую категорию, А.В.Мудрик выделяет основные этапы педагогического воздействия на общение воспитанников: через систему подготовки к общению; через организацию общения школьников; через корректировку общения. В системе подготовки школьников к общению А.В.Мудрик отмечает следующие направления: развития тех личностных особенностей учащихся, которые играют кардинальную роль в общении; формирование определенных социальных установок в сфере общения; развитие ряда коммуникативных умений.

Б.Ф.Ломов рассматривает общение как одну из важнейших самостоятельных категорий психологии и дает его системный анализ. Согласно выводам исследователя, общение и деятельность выступают как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Суть такого подхода состоит в том, что общение рассматривается как специфическая система межличностного взаимодействия, структура и динамика которого не могут быть сводимы к последовательно сменяющим друг друга воздействиям, что характерно для деятельностного подхода.

2Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути ее повышения

2.1. Общая характеристика общения и коммуникативных навыков

Коммуникация является одной из основных форм активности человека, без которой невозможны другие формы активности как деятельность, познание и рефлексия (как автокоммуникация).

Коммуникация осуществляется в процессе прямого или косвенного взаимодействия людей. Продуктивность трудовой, познавательной, мыслительной деятельности, жизнеспособность человека в значительной мере зависят от его способности к общению, от коммуникативной компетентности.

Способность к общению - это природный дар человека, который развивается и изменяется в течение всей его жизни. Без человеческой коммуникации индивид не может стать полноценным социальным субъектом.

В современном обществе резко возросла роль коммуникации благодаря росту и расширению межличностных, межрегиональных и международных связей в области политики, экономики, науки, культуры, во всех сферах жизнедеятельности человека.

Коммуникация все более усложняется, становясь мощным действенным средством, организующей силой, оказывающей влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Коммуникация стала особо важной составляющей системы оснований и условий становления, функционирования и развития общества, а также достижения благополучия людьми. Эффективность деятельности и благополучия индивида зависит от своевременного получения качественной разнообразной информации из разных областей жизни общества, от коммуникативного взаимодействия с людьми в разных сферах деятельности, от установления взаимопонимания с окружающими людьми в сферах активной его деятельности, при наличии соответствующих личностных и психологических качеств здорового человека, необходимых для коммуникации. Совокупность индивидуально-психологических и личностных качеств, необходимых для продуктивной коммуникации, определяет коммуникативную компетентность человека.

Жизнь человека без общения невозможна. Психологическое и личностное развитие человека находится в фундаментальной зависимости от коммуникации, т. е. общение рассматривается как фактор психического и социального развития человека. Без него невозможно полноценное формирование ни одной психической функции, психического процесса, психических свойств, личностных качеств человека.

Нет в науке однозначного понимания сущности коммуникации. С одной стороны, коммуникация - это «в широком смысле перемещение чего-то с одного места на другое. Перемещаться могут сообщения, сигналы, значения и т. д. У передающего и принимающего устройства должен быть общий код, чтобы интерпретировать значение информации, содержащейся в сообщении без ошибки. С этих общих позиций коммуникация объясняет полезные для психологии развивающиеся модели взаимодействия, процессы памяти, физиологические функции, язык и т. д.» С другой стороны, коммуникация - это «сообщение или фактическая информация, которые передаются».

Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить, люди должны взаимодействовать. Общается всегда деятельностный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовать общественную деятельность людей и обогатить ее новыми связями и отношениями. Человек всегда находится в режиме общения с собой или окружающими людьми.

В психологическом словаре (1990) коммуникация определяется как «смысловой аспект социального взаимодействия». Отмечается, что любое действие индивида прямо или косвенно имеет коммуникативный аспект. Как основная функция коммуникации выделено достижение социальной общности при сохранении индивидуальности ее членов, которая может в отдельных коммуникативных актах выражаться в функциях управленческой, информативной, эмотивной и фатической (связанная с установлением контактов). В соответствии с этими функциями коммуникативный материал может носить побудительный (убеждение, внушение, приказ, просьба), информативный (передача реальных или вымышленных сведений), экспрессивный (возбуждение эмоционального переживания), фатический характер.

Многие авторы не делают различия между коммуникацией и общением. К примеру, Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков (1999) пишут, что «общение - это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и т.д. и т.п.

Более пространное объяснение содержания общения дает Е.И. Рогов: «Общение - 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера».
При обсуждении сущности коммуникации и общения выдвигаются различные модели коммуникативного процесса. Несмотря на различия между ними, они непременно содержат такие составные части как коммуникатор (кто передает сообщение), сообщение - информация, канал связи и коды сигналов, реципиент (кому направлена информация). Чтобы информация была доступна и понятна реципиенту, необходимо пользоваться одинаковыми способами кодирования и декодирования информации. Психологическое исследование способов кодирования информации впервые было предпринято Дж. Брунером (1977). Он рассмотрел три способа кодирования информации - действенный, образный и символический.
В структуре интеллекта переработка информации происходит через знак (словесно-речевой способ кодирования информации), через образ (визуально-пространственный способ), через чувственное впечатление (чувственно-сенсорный способ).

Люди отличаются предпочтением того или иного способа кодирования информации. Пониманию и адекватному восприятию информации способствуют сформировавшиеся у субъекта в сознании когнитивные схемы - обобщенные и стереотипизированные формы хранения информации в виде прототипов, схем, сценариев и т. д., а также семантические структуры - индивидуальная система значений (вещей, жестов, слов, событий и т. д.). В общефилософском плане понятие «общение» охватывает очень широкий класс различных форм и уровней социального взаимодействия людей.

По мнению В.Ф. Ломова (1984), общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, специфическая форма активности субъекта. Общение предполагает прямое или косвенное взаимодействие людей, которое влияет на формирование и развитие различных форм и уровней психического отражения, психическое развитие общающихся.
При этом он отмечает, что общение - это реальный многогранный процесс взаимодействия людей, материальных субъектов общественной жизни, в процессе, которого происходит взаимный обмен представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами, опытом и т. д. Результатом общения является не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком, с другими людьми; изменения в сознании, поведении и свойствах, образа или идеи, психических функций, состояний общающихся людей.

Общение рассматривается как субъект-субъектное взаимодействие, обладающее информационной, интерактивной и перцептивной функциями. Однако, в современных условиях значительная часть информации передается через средства массовой информации без непосредственного субъект-субъектного взаимодействия.

Содержание коммуникации весьма разнообразно и происходит в различных ситуациях, разными средствами, с разной целью. Коммуникация осуществляется как в случае передачи сигналов об опасности с помощью там-тамов между африканскими племенами, так и с помощью современных средств массовой информации.

О том, насколько трудноразличимы понятия «коммуникация» и «общение», говорят два следующих определения, данные В.М. Курбатовым (1997): «Коммуникация - акт общения, связь между двумя или более индивидами, сообщение информации одним лицом другому. В более узком смысле - процесс передачи информации от отправителя к получателю (от коммуникатора к реципиенту)». «Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия между людьми, в котором происходит взаимообмен деятельностью, информацией, эмоциями, навыками, умениями, результатами труда». В.А. Лабунская (2001) отмечает, что «общение - это универсальная реальность, в которой человек существует в течение всей жизни».

Использование терминов «коммуникация» или «общение» зависит от автора, никакой смысл он вкладывает в содержание этих понятий. В любом случае использования этих понятии речь идет о передаче и приеме информации, влиянии информации на участников коммуникации друг на друга на основе восприятия опять же информации или участниками коммуникации друг друга.
Человек социален по своей природе, и поэтому он не может существовать без коммуникации с окружающими людьми. Как отмечает Б.Ф. Ломов (1984), потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Если обратиться к иерархии потребностей, определенной А. Маслоу, то потребность в общении проявляется в разной мере на всех ступенях иерархической лестницы потребностей, начиная от витальных потребностей до потребности самоактуализации, постепенно развиваясь через удовлетворение потребностей в безопасности, принадлежности к обществу других людей, самоуважении за счет признания другими людьми. Удовлетворение потребности в общении способствует возникновению и развитию других потребностей человека: когнитивных, эстетических, эмоциональных, морально-нравственных и др. В свою очередь, удовлетворение любых потребностей человека детерминировано прямо или косвенно коммуникацией. Человек вступает в коммуникацию с другими людьми не только ради удовлетворения коммуникативной потребности, а, главным образом, для удовлетворения любой другой человеческой потребности.

Завершая краткое обсуждение роли коммуникации в современном обществе и сущности понятий «коммуникация», «общение», следует отметить, что коммуникация необходима человеку как вода и воздух. Без коммуникации невозможна жизнь человека: его развитие, взаимодействие с окружающими людьми, деятельность.

Доказательством решающего значения человеческой коммуникации для развития человека являются многочисленные примеры отставания в психическом развитии детей, по каким-то причинам воспитывавшихся в среде зверей. Отставание в их развитии было настолько велико, что никакими усилиями не удавалось поднять уровень их развития до нормального человеческого. Они оказались неспособными к овладению человеческой речью. Даже лишение ребенка эмоционального контакта со взрослыми негативно сказывается на психическом и физическом его развитии. В случае воспитания детей в домах малютки, даже при хорошем кормлении и соблюдении гигиенических процедур, но без ласки, без общения с ними, наблюдается феномен «госпитализма». Это явление приводит к высокой смертности в таких детских учреждениях.

Эффективность процесса коммуникации, достижения ее целей, зависит от способности индивида к коммуникации. Главным показателем коммуникативной способности индивида является его коммуникативная компетентность. Многими психологами коммуникативная компетентность определяется, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (А.А. Крылов, Е.В. Прозорова и др.).

Коммуникативная компетентность личности характеризуется умениями легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к участию в общественных и групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребности людей в широком, интенсивном общении.

2.2. Развитие коммуникативной компетентности

Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема диагностики компетентности не решается одним лишь информированием испытуемого о результатах тестирования – суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики, таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения.

Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения.

Специальная помощь требуется только в том лишь случае, когда возникают трудности в валидизации осваиваемых средств, связанные с неумением получать и давать адекватную обратную связь. Здесь весьма эффективны формы групповой работы в стиле групп самоанализа, где участники получают возможность верифицировать свои определения коммуникативных ситуаций в процессе сравнения мнений всех членов группы. Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что одним из её продуктов может быть создание новых средств анализа, большим достоинством которых является их эксплицированность в процессе формирования, а следовательно и возможность изначального корректирования.

Но большим достатком группового анализа является то, что здесь могут быть использованы единые процедуры диагностики и совершенствования системы средств ориентировки коммуникативных действий.

Аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реального, так и представленного в художественной форме, даёт не только возможность “тренировки” приобретённых познавательных средств, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют своё взаимодействие, понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственной компетентности.

Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий “в уме” является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать “в уме” может быть целенаправленно использована для обеспечения “контролируемой спонтанности”, являющейся важной характеристикой компетентного коммуникативного поведения.

Групповой тренинг, как видно из вышеизложенного, является хотя и весьма эффективным, но далеко не единственным средством развития коммуникативной компетентности. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.

Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать, как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие. Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие – процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

Заключение

Для развития коммуникативной компетентности важны самопознание, саморефлексия - способность сравнивать, сопоставлять собственное видение себя с оценками других участников взаимодействия. Развитие коммуникативной компетентности предполагает двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков; с другой стороны, коррекция, изменение уже сложившихся их форм. Субъект-объектный подход к формированию коммуникативной компетентности содействует выработке поведенческих умений в коммуникации. В какой-то мере такой подход можно осуществлять на основе бихевиористского подхода по принципу «стимул - реакция».

Коммуникативная компетентность - это нравственно-психологическая категория, регулирующая всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как синтезу обоих миров.
Характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, от специфики мотивации и потребностей в общении.

Развитие коммуникативной компетентности предполагает использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект-субъектных - продуктивных, личностных сторон общения, так и субъект-объектных - репродуктивных, операциональных составляющих. Коммуникативную компетентность можно развивать, опираясь на разные мотивы личности:
- ситуативно-проблемные;

Материальные;

Социальные;

Профессиональные;

Духовные;

Персональные или личностные.

Развитие коммуникативной компетентности в онтогенезе происходит по мере развития характера и направленности умственной и общей активности.
Коммуникативной компетентности характерна высокая степень включенности эмоциональной сферы в процесс коммуникации (учет эмоционального состояния партнера, эмоциональное воздействие, создание эмоциональной атмосферы доверия).

Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной форме; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат. А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие.

Глоссарий

п/п

Понятие

Определение

Социально-психологическая компетентность

способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Рефлексия

процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Сензитивность

характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям.

Социально-психологический тренинг

область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении.

Тренинговая группа

группа, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия.

Группа

Совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков

Общение

Обмен информацией между людьми, их взаимодействие

Поступок

Сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений

Бодалев А. А. Личность в общении. – М.: Просвещение, 1989. – 228 с.

Аверченко Л.К. Управление общением. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 268 с.

Брудный А. А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989. – 128 с.

Куницына В.Н, Казаринова Н.В, Погольша В.М. Межличностные отношения. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

Столяренко Л.Д. Общая психология. – Ростов: Феникс, 2003. – 736 с.

Психологический словарь / Под ред. А.В., Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1991. – 480 с.

Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект-Пресс, 2000. - 285 с.

Руденский Е.Н. Социальная психология. – М: ИНФРА-М, 2001. – 148 с.

Приложения

А

Бгажноков Б. X. Личностно и социально-ориентированное общение
// Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. - М.: Наука, 1972. – С.7-11.

ЛИЧНОСТЬ КОММУНИКАТОРА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Личность коммуникатора можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

К ним относятся:

1. Возраст коммуникатора. Вопросы возрастного оптимума для работников в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, проведя анализ материалов, собранных Т. Коно, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе – 59 лет. Однако при наборе новых сотрудников предпочтение отдается кандидатам в возрасте от 30 до 40 лет, желательно семейным. Считается, что именно в этом возрасте сотрудники наилучшим образом справляются со своими обязанностями, даже перевыполняя их, стремясь сделать карьеру. К тому же они уже имеют достаточный опыт, в том числе и для делового общения. Такие люди надежны и стабильны, так как прошло время беготни из компании в компанию.

Вот что думает о данной проблеме Ли Якокка, известный американский менеджер: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на наших старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью». Иными словами, возраст - это во многом опыт, не только природная, но и социальная характеристика человека.

Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокие достижения в его профессиональной деятельности. История показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.

Таким образом, возраст коммуникатора не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно справляться с поставленными работодателем заданиями или руководить самому. Зависимость между возрастом и эффективностью коммуникации так и остается не определенной.

2. Пол коммуникатора. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением при деловом общении. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена.

Но исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них людей значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин ведут себя робко. Поэтому женщины реже становятся эффективными коммуникаторами и не проявляют такого желания, как мужчины, добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. Особое значение имеет наличие определенного стандарта поведения принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным «дипломатам» и собеседникам приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Исследователи так же определили еще одно существенное различие между мужчинами и женщинами коммуникаторами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности коммуникации, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенность утверждать, кто более эффективен в деловом общении: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин в данном виде коммуникации по сравнению с представительством сильной половины человечества.

3. Социально-экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для коммуникатора. Эффективный коммуникатор должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время люди соответствующих профессий стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. Им необходимо знание иностранных языков. Этому способствует постоянное развитие отношений многих организаций и предприятий с зарубежными партнерами. И коммуникатор, вне зависимости от того, какую должность занимает, но как лицо, представляющее организацию, должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком.

Социально-экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие его карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет этой компанией». Но многие (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля», но покорили высокие вершины бизнеса.

СПОСОБНОСТИ КОММУНИКАТОРА

Следующей составляющей личности коммуникатора являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность коммуникации оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью общения носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-либо конкретный эффективный коммуникатор может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

Более поздние исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью общения оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт коммуникатора, а так же его отношения с вышестоящим руководством, подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт коммуникатора, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния интеллекта коммуникатора на эффективность его деятельности.

К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения коммуникационной деятельности эти способности.

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ КОММУНИКАТОРА

Следующая характеристика коммуникатора – черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Рассмотрим каждую из этих характеристик в отдельности.

1. Доминантность или способность влиять на людей.

Коммуникатору необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно общаться с людьми, не оказывая на них влияния. Умение делать это незаметно для собеседника можно считать одним из определяющих факторов в процессе делового общения. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в любой коммуникационной или руководящей деятельности.

Д. Карнеги предлагает шесть правил, следование которым позволяет эффективно влиять на людей.

Правило первое: искренне интересуйтесь другими людьми.

Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Именно среди таких людей рождаются неудачники.

Поэтому прежде чем приступать к обсуждению интересующих коммуникатора проблем, бывает полезно поговорить о предметах, которые волнуют собеседника. Он станет доброжелательно настроен к предстоящему деловому общению и скорее решит вопросы. Эту мысль удачно выразил римский поэт Публий Сир: "Мы интересуемся другими людьми тогда, когда они интересуются нами".

Правило второе: улыбайтесь!

Умение улыбаться можно считать характерным отличием жителей США вообще и американских предпринимателей в частности. Так, по мнению заведующего отделом найма крупного универсального магазина, лучше принять на работу девушку-консультанта с начальным образованием, но обладающую чарующей улыбкой, чем доктора философии с постным лицом.

Редкий человек испытывает радость в процессе делового общения, поэтому "вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами". Этой мудростью владели древние китайцы. Они говорили: "Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин".

Правило третье: помните, что на любом языке имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук!

Люди придают поразительно большое значение собственному имени. Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, коммуникатор делает человеку тонкий и весьма эффективный комплимент. Если же в процессе общения коммуникатор забудет имя человека, неправильно его произнесет или напишет, то поставит себя в весьма невыгодное положение. При деловых контактах способность запомнить имена имеет огромное значение.

Правило четвертое: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

Многим коммуникаторам не удается произвести благоприятное впечатление только потому, что они не умеют внимательно слушать. Они слишком озабочены тем, что собираются сами сказать. Хорошим ораторам большинство людей предпочитает хороших слушателей. Только дружелюбный, сочувственно настроенный слушатель вызывает симпатии любого собеседника. К тому же проявляя искреннюю заинтересованность к высказываниям, проблемам делового партнера, можно пробудить его симпатию. Немногие люди могут устоять перед скрытой лестью восторженного внимания. Не менее важно для коммуникатора умение задавать вопросы, на которые деловому партнеру будет интересно отвечать. Поощряя собеседника к рассказу о себе, о своих достижениях можно завоевать его расположение.

Правило пятое: говорите о том, что интересует вашего собеседника.

К каждой деловой встрече коммуникатор основательно готовится. Читая деловую прессу, расспрашивая общих знакомых, определяет те вопросы, которые больше всего интересуют его будущего собеседника. Для эффективного общения пополняет собственные знания по этим темам.

Правило шестое: внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне!

Д. Карнеги возводит шестое правило в важнейший закон человеческого общения. Следуя ему, человек ограждает себя от многих бед, приобретает множество друзей и чувство морального удовлетворения. Как только этот закон нарушается, человек встречается с трудностями. Человеку не нужна дешевая, неискренняя лесть, но он страстно желает реальной оценки своих достоинств. Важно следовать этому золотому правилу и давать другим то, что мы хотели бы получить от них.

2. Уверенность в себе.

«…Застенчивость и робость так же предосудительны, как опрометчивость и бесстыдство. Спокойная уверенность в сочетании с наружной скромностью – вот та золотая середина, которой необходимо придерживаться»

(Лорд Честерфильд. Из писем к сыну).

Влияние этой характеристики непосредственно отражается на собеседниках, которые в случае уверенности коммуникатора ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к достижению взаимовыгодного результата. К тому же уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним; неуверенные в себе имеют обыкновение смотреть на других как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним, что в любом случае мешает эффективной коммуникации.

Один из самых практичных способов стать уверенным предложил основоположник американской психологии Вильям Джеймс. Он говорит: «Кажется, что действие следует за чувством, но на самом деле действие и чувство сочетаются: управляя действием, которое находится под более непосредственным контролем воли, мы можем косвенно управлять чувством, не находящимся под этим контролем.

Итак, превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, заключается том, чтобы сидеть с бодрым видом, действовать и говорить так, словно вы же проникнуты бодростью. Если такое поведение не побудит вас испытывать бодрость, то ничто иное в данном случае вам не поможет.

Поэтому, чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества».

3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны коммуникатора за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между собеседниками должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии участвующих в общении людей. Негативный всплеск эмоций у коммуникатора может понизить чувство уверенности у собеседников, следствием этого будет снижение их восприятия сказанного. Участники беседы будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с конкретными проблемами.

Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж коммуникатора в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями – неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому коммуникатор должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общения с друзьями и близкими людьми, увлечения всевозможными хобби. Так, в Японии для эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей.

4. Креативность или способность к творческому решению задач.

Залогом эффективного общения является то, способен ли коммуникатор воспринимать элементы новизны и творчества непосредственно во время коммуникации с собеседниками, а также поддерживать их идеи. Такой специалист обладает поразительной изобретательностью и находчивостью для достижении цели, умеет найти выход из безвыходного положения.

5. Стремление к достижению цели и предприимчивость.

Пожалуй, это важнейшие черты эффективного коммуникатора. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Коммуникатор не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Именно путем смены точки зрения на какие-то проблемные вопросы были совершены самые выдающиеся инновации.

6. Ответственность и надежность в исполнении заданий.

Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Коммуникатор должен быть ответственным и надежным человеком. Примерно 3/4 наших преуспевающих считают себя «очень деятельными» при выполнении поставленных задач. Все они согласны с тем, что стать таковыми им помогло усердие. Один преуспевающий бизнесмен, создавший одну из крупнейших бухгалтерских фирм на северо-западе США, сказал: «Формула успеха в моей сфере занятий – не только гордость за то, что я делаю, но и мужество, выносливость, чтобы отсидеть все часы, необходимые для достижения целей».

7. Независимость.

Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой коммуникатора, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах общения. Какие бы советы ни принимал коммуникатор от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать всегда сам. Чем самостоятельнее он себя ведет, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению собеседников. Главное, чтобы коммуникатор имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в собеседниках.

8. Чуткость, внимательность.

Эффективный коммуникатор, чтобы сохранить и укрепить свою позицию, должен быть исключительно внимательным к своим собеседникам, строг и объективен. Наравне с убеждением он должен оказывать определенную поддержку людям, которые вступают с ним в коммуникацию.

9. Способность воодушевлять.

Способность коммуникатора стимулировать энтузиазм у собеседников, вселять в них уверенность в собственных силах, вдохновлять на выполнение любых заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела.

10. Способность ставить цели.

Коммуникатор уделяет внимание важности каждого из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь.

11. Умение решать проблемы.

Коммуникатор берет на себя инициативу по решению возникающих в процессе общения проблем. Эту инициативу он должен доводить до конца.

12. Способность планирования.

Коммуникатор составляет четкую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (определенные звонки, подготовка всего необходимого для деловой беседы – диски, блокноты, канцелярские принадлежности, подготовка и рассылка пригласительных и т.д.).

13. Пунктуальность. Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

14. Конфиденциальность. Секреты учреждения, корпорации или конкретной беседы необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

15. Грамотность. Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если коммуникатор всего лишь приводит слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть его собственного лексикона.

16. Внешний облик. Главный подход любого коммуникатора – вписаться в окружение. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу.

Для деловых переговоров больше подходят однотонные костюмы – серые, темно-серые, темно-синие, черные. Близкими по тону должны быть и цвета галстуков: соответственно серо-жемчужные, сине-красные, темно-бордовые; при этом на галстуке должен доминировать цвет костюма, желателен рисунок. Такое сочетание цветов не будет отвлекать и раздражать собеседников, а внешний вид подчеркнет уважение к ним. Яркий галстук с вычурным рисунком, напротив, окажет некоторое эмоциональное давление. Оптимальная длина галстука – до пояса брюк, он должен быть аккуратно завязан.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. Это касается как переговоров, так и совещаний: в застегнутом пиджаке заходят в кабинет на заседание, сидят в президиуме, выступают с докладом. В таком же виде входят в зрительный зал театра и ресторан. При этом нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Сидя в кресле, а также за столом во время еды, пиджак можно расстегнуть. В верхние наружные карманы пиджаков и жакетов нельзя класть ручку, карандаш, расческу и прочие предметы так, чтобы они торчали наружу.

Этикет деловых приемов всех видов требует надевать белые рубашки. В остальных случаях цвет рубашки должен гармонировать с цветом костюма. Днем и в летнее время предпочтительнее светлые костюмы и платья, вечером и зимой – более темных тонов. К светлому костюму следует надевать светлую обувь.

Такой же принцип в одежде справедлив и для женщин: цветовая гамма туалета, платья и прочих деталей должны дополнять друг друга, фасон одежды – соответствовать специфике фигуры, хотя, несомненно, женская мода более подвержена изменениям, чем мужская.

Костюм деловой женщины, ведущей переговоры с представителями других фирм, должен быть функционален, т.е. соответствовать целям такого мероприятия, чтобы способствовать успеху. Нежелательны платья с глубокими вырезами и очень короткие юбки – одежда не должна отвлекать партнера от серьезного разговора. В ней не должно быть ярких цветов, множества сверкающих нитей. Основу деловой одежды женщины составляет костюм или платье-костюм. Брючные костюмы и вязаные вещи подходят далеко не всегда. Важный элемент – украшения. Во-первых, их не должно быть много, а во-вторых, они должны быть высокого качества, от престижных фирм.

Таким образом, мы рассмотрели и оценили достаточно большой перечень разнообразных личных характеристик коммуникатора, которые способствуют эффективности его общения. Но для успеха в работе коммуникатор не должен обладать всеми этими характеристиками одновременно. Для лучшей коммуникации необходим какой-то определенный минимум. Но что представляет собой этот минимум, из каких конкретно личностных особенностей он должен состоять – сказать трудно или невозможно.

At present mobile phones have become ingrained in our everyday lives and the majority of people can hardly imagine themselves without cell phones. Is it just a tribute to fashion or a necessity of a modern person?

It isn’t a secret that today many people feel quite helpless if they have left their mobile phones at home. First of all cell phones give us an opportunity to keep in touch with people in any place and in any time (it’s especially important for businesspeople). Besides, modern mobile phones are multi-function: they provide access to the Internet, have various games, cameras, memory sticks, etc.

Nevertheless we can’t deny that mobile phones provoke a range of problems. People have started to see each other less frequently. Mobile communication requires quite a lot of money and people have to control the amount of money on their accounts constantly otherwise at the most inappropriate moment they won’t be able to phone the people they need. But the greatest disadvantage of cell phones is certainly their harmful influence on people’s health.

In my opinion at the present time mobile phones are an integral part of life of any person and we can’t stop it. I personally need it everyday for my work and to keep in touch with my friends and relatives, though I’m aware of its deleterious influence on my health. But I try to avoid idle talks on the phone to reduce the influence of harmful radio waves. I try to find the happy mean.

Мобильный телефон

В настоящее время мобильные телефоны укоренились в нашей повседневной жизни, и большинство людей вряд ли может представить себя без мобильных телефонов. Что же это: просто дань моде или необходимость современного человека?

Не секрет, что сегодня многие люди чувствуют себя беспомощными, если они оставляют свои мобильные телефоны дома. В первую очередь мобильный телефон дает нам возможность поддерживать связь с людьми в любом месте и в любое время (это особенно важно для деловых людей). Кроме того, современные мобильные телефоны многофункциональные: они обеспечивают доступ к Интернету, имеют различные игры, фотоаппараты, карты памяти и т.д.

Тем не менее, мы не можем отрицать, что мобильные телефоны вызывают ряд проблем. Люди начали видеть друг друга не так часто. Мобильная связь требует довольно много денег, и люди должны контролировать количество денег на их счетах постоянно, иначе в самый неподходящий момент они не смогут позвонить людям, в которых они нуждаются. Но самый большой недостаток мобильных телефонов, конечно, их вредное воздействия на здоровье людей.

На мой взгляд, в настоящее время мобильные телефоны являются неотъемлемой частью жизни любого человека, и мы не можем ее остановить. Мне лично телефон нужен каждый день на моей работе и чтобы поддерживать связь с друзьями и родственниками, хотя я знаю о его вредном влиянии на мое здоровье. Но я стараюсь избегать пустой болтовни по телефону, чтобы уменьшить влияние вредных радиоволн. Я пытаюсь найти золотую середину.

На День рождения родители подарили мне новый красивый мобильный телефон. Он очень современный, стильный и имеет все необходимые мне функции. Мобильный телефон имеет большой сенсорный экран, также в нем есть очень много различных картинок и мелодий. Я в восторге от восьми мегапиксельной камеры со встроенной вспышкой. Также я могу отправлять текстовые и мультимедийные сообщения. На телефоне есть такие функции как: блутуз, вай-фай интернет. Телефон имеет мощный процессор, благодаря которому я могу играть в разные интересные игры в свободное от учебы время. Игры я загружаю бесплатно, благодаря программному обеспечению «Андроид». Вместе с телефоном в комплекте были наушники, поэтому я могу слушать загруженную мной музыку или радио. Мой новый телефон с легкостью может заменить ноутбук или планшет, поскольку на него можно установить программы для печати текстовых документов, словари, справочники и переводчики. Он для мене все: средство связи, игрушка и помощник в учебе. Я очень благодарен родителям за такой подарок.

Сочинение: мобильный телефон — роскошь или необходимость.

Не проходит и дня, не существует такого места, где бы мы не могли услышать знакомые тональные мелодии, источником которых является мобильный телефон, Мобильный телефон сегодня способен поместиться в небольшом кармане. Еще несколько лет назад владелец мобильного телефона чувствовал на себе заинтересованные и завистливые взгляды, ведь в начале нового века позволить себе мобильный телефон могли только хорошо обеспеченные люди, а сейчас их имеют даже маленькие дети.

Впрочем и сегодня, когда у каждого есть по два, а то и больше мобильных телефона, можно тоже отличиться из толпы, приобретя модный, очень дорогой телефон, стоимость которого иногда равна стоимости самого современного персонального компьютера. Но стоит этих денег телефон, который из-за своей цены превращается из вещи повседневной необходимости в настоящую роскошь?

Если посмотреть на это с одной стороны, то и сегодня мобильный телефон может быть показателем уровня финансового состояния его владельца. Сейчас почти каждый может с первого взгляда определить, насколько дорогой телефон находится в руках. Дорогие телефоны вобрали в себя новейшие разработки и имеют престижный вид. Поэтому покупатель платит деньги не только за функциональность, но и за дизайн, качество и гарантию. Наибольшей популярностью они пользуются у представителей современного мира бизнеса и молодежи.

А вот недорогие телефоны пользуются большим спросом у людей практичных, которым прежде всего надо звонить и принимать звонки от других. Их не заботит цвет, масса или размер не имеют существенного значения.

Если посмотреть на проблему с другой стороны, то хорошо известно, что человек очень быстро привыкает к удобствам, к которым относятся и мобильные телефоны.Тем более, что предложения производителей телефонов и операторов мобильной связи становятся все более привлекательными.. Ведь купив телефон или смартфон впервые, вряд ли вы захотите расстаться с ним. Приобретя недорогой телефон, через год вам захочется сменить его на более усовершенствованный.

Часто можно услышать фразу: «Я - человек!» и все мы понимаем, что она означает. Человек в общем понимании биологическое существо, у которого есть свои потребности и инстинкты. Помимо существующих физиологических потребностей в еде и отдыхе, существуют и духовные потребности. Как раз приведенная фраза касается именно эмоциональной и духовной составляющей человека.

Все мы живем в обществе, где выполняем определенные роли. Люди не могут жить без окружения и без общения с другими людьми. Только находясь в социуме, человек получает необходимое развитие и приобретает определенные навыки. Именно это отличает его от животных и дает право называть себя человеком. В обществе все мы считаемся индивидами, но с возрастом мы должны стать личностью. Чтобы ею стать, необходимо развиваться не только физически, но и духовно.

Главной особенностью человека является возможность мыслить и рассуждать. Для развития этих умений нужно узнавать больше информации, изучать что-то новое и обязательно читать книги. Именно они заставляют нас думать и осмысливать некоторые темы, благодаря им мы узнаем много нового и интересного. Кроме развития, мы должны понимать и осмысленно относится к своему поведению и поступкам. Только человек прежде чем что-то сделать обдумает все и только потом совершит задуманное.

Чтобы иметь полное право называть себя человеком надо стать личностью. Надо развиваться и воспитывать в себе только хорошие качества. Надо уметь любить, сопереживать, жалеть других людей. Мы обязаны оказывать друг другу помощь и не бросать в трудных ситуациях. Только так мы сможем утверждать, что мы люди. Быть человеком это очень ответственно. Не стоит забывать, что человек - это здравомыслящее, разумное и чувствующее существо. Человек должен делать жизнь окружающих и свою более светлой и доброй.

Сочинение на тему «Личность», «Я личность»

Кто такая личность? Не каждого человека можно так назвать. Надо обладать определенным набором черт характера и душевных качеств, чтобы иметь право им называться. Часто можно услышать словосочетание «выдающаяся личность» на счет известного человека. Но не только известностью измеряется это понятие.

На мой взгляд, личность - это искренний, целостный человек, который живет согласно своему призванию. Он сумел выявить свои наклонности, раскрыть свои таланты, преодолеть свои недостатки и благодаря этому добиться успеха в жизни и быть счастливым. При этом он с уважением относится к другим, не позволяет себе презрительного и поверхностного отношения к ним. Иногда говорят «сильная личность», но сила - не значит жесткость. По моему мнению, человеку нужна сила особенно для того, чтобы быть добрым, сочувствующим, даже уметь поступиться своими интересами ради другого человека.

Что касается известных людей, то для меня ярким примером личности является Григорий Сковорода. Этот мудрый человек не только понял важные истины о жизни, но и сам жил согласно своим взглядам. Он был тем, кем хотел быть, не унижая других, и так учил делать нас, потому что только так можно быть счастливым.

Я считаю, что среди нас - миллионы людей, достойных звания личности. Пусть мы о них ничего не знаем. Это люди, которые живут простой жизнью, занимаются любимым, пусть не престижным делом, которые любят и уважают близких, никому не наносят обиды.

Что касается меня, я надеюсь, что нахожусь на правильном пути в развитии моей личности. Я стараюсь больше внимания уделять тому, что у меня получается, развивать свои способности. Не всегда получается, но я стремлюсь быть терпимее к людям, которые рядом со мной. Мне кажется, золотое правило «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» работает во всех сферах жизни и помогает не сбиться с правильного пути.

Следовательно, для того, чтобы сформировать свою личность, нужно постоянно развиваться и самосовершенствоваться, искать то, что приносит радость, быть искренним и уважать других.

Читайте подібні твори

Інформація на сайті охороняється Законом України про авторські права. Копіювання матеріалів заборонено

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Рассказать друзьям