Основы информационной культуры школьников -библиотечная программа. Программа «Основы информационной культуры у младших школьников Основы информационной культуры школьников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.
«Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача — научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры» (Н. И. Гендина).
Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника».
Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса:

Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ — доктору педагогических наук, профессору Н. И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г. А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс

Наименование темы

Всего

Учебные занятия

Практические
Занятия

Введение

1. Информационная культура школьника.
Основные понятия курса.
2. История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее).
3. Информационные ресурсы современного общества
4. Библиотека — информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки.
5. Методы работы с книгой.
6. Простейшие способы переработки информации.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс

Введение (1 ч)

Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.

Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч).

Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса.
Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).

История возникновения информационных ресурсов общества.

Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч)

История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).
Основные знания о книге (структура).
Основные знания о других носителях информации.
Основные информационные центры.
Культура оформления и хранения основных источников информации (книжные, аудиовизуальные, машиночитаемые).
Практические занятия.

Информационные ресурсы современного общества. (3 ч).

Общие представления о разнообразии информационных потоков.
Документальные источники информации.
Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы.
Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно-популярная и справочная литература).
Значение вторичных источников информации.

Библиотека — информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч).

Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиотека.
Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа).
Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов.
Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку.
Практические занятия.

Методы работы с книгой (9 ч).

Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление).
Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования).
Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).

Простейшие формы переработки информации (4 ч)

Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение.
Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями.
Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты).
Правила оформления.

Итоговое занятие (1 ч).
Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры.

Выявляются знания полученные в ходе занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Наименование темы

Всего

Учебные занятия

Практические
Занятия

Введение

1. Информационная культура — путь к последующей самообразовательной работе школьника.
2. Информационная среда школьной библиотеки.
3. Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.
4. Самостоятельная работа ученика (пользователя) при розыске документа и его переработка.
5. Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователя информации.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Введение (1 ч).
Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация).

Информационная культура — путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч).

Основные задачи курса.
Расширение знаний об основных понятиях курса (информационная потребность, информационный запрос, виды документов).
Кодирование информации (история и современность).

Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч).

Возможности школьной библиотеки как информационного центра. Знакомство с понятием «библиография», «библиографическая информация». Практическое применение библиографической информации (библиографические пособия). Расширение представлений о вторичных документах.
Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (справочные издания, алфавитный и систематический каталоги, картотеки).
Посещение детской библиотеки (знакомство с каталогами и картотеками).
Практические занятия.

Формирование информационной потребности школьников. (7 ч).

Читательская деятельность подростков в контексте социологических исследований.
Информационные потребности шестиклассников. Влияние учебной, познавательной деятельности на содержание информационных потребностей. Использование различных источников информации для приобретения и расширения знаний по предмету (учебная, научно-популярная, справочная литература). Значение справочного аппарата книги, отработка навыков использования (структура построения; значение предисловия, послесловия, комментариев, приложения).
Практические занятия.

Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч).

Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
Правильность формирования информационного запроса. Формирование умений поиска информации (адресный, фактографический и тематический запросы). Последовательность проведения розыска. Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-познавательной деятельности школьников.
Практические занятия.

Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч).

Культура мышления. Организация рационального чтения. Знакомство с видами чтения. Роль и значение периодических изданий (периодические издания для школьников). Культура чтения периодики. Современные носители информации (разнообразие видов и форм), возможности их использования учащимися.
Практические занятия.

Итоговое занятие (1 ч)

Современные информационные технологии. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев О. Х., Хромов Л. Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. — М: Просвещение, 1991. — 160 с.

Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. — М: Книжная палата, 1987. — 256 с.

Гейн А. Г., Житомирский В. Г., Линецкий Е. В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. — М: Просвещение, 1996. — 158 с.

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. — Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

Гецов Г. Г. Рациональные приемы с книгой. — М: Книга, 1975. — 109 с.

Гранин П. П., Бондаренко С. М., Канцевая Н. А. Как учить школьников работать с учебником. — М: Знание, 1987. — 92 с.

Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А. Г. и др. — М: Дрофа, 1996. — 136 с.

Лезер Ф. Рациональное чтение. — М: Педагогика, 1980. — 156 с.

Николаева А. П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. — 2-е изд. — М: Просвещение, 1982. — 191 с.

Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. — 1988. — № 6. — с. 41-47.

Рыбина Е. Ф., Томашева Е. Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. — М: Книга, 1984. — 256 с.

Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. — М, 1987. — 145 с.

Название документа ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОЛЬНИКА Программа для учащихся 5-6 классов.doc

Департамент образования Администрации Кемеровской области
Управление образования городской Администрации
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

Программа для учащихся 5-6 классов

составитель программы:
Бединская
Елена Алексеевна
заведующая библиотекой
общеобразовательной школы № 37
г. Ленинска-Кузнецкого

Ленинск-Кузнецкий
2000 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса:

    Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.

    Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее.

    Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.

    Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.



Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ - доктору педагогических наук, профессору Н.И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г.А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение


Основные понятия курса.

5. Методы работы с книгой.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс

Введение (1 ч)

Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.

    Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч).


Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).

    История возникновения информационных ресурсов общества.

Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч)






Практические занятия.

    Информационные ресурсы современного общества. (3 ч).





Значение вторичных источников информации.

    Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч).





Практические занятия.

    Методы работы с книгой (9 ч).



Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).

    Простейшие формы переработки информации (4 ч)




Правила оформления.

Итоговое занятие (1 ч).
Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры.

Выявляются знания полученные в ходе занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Введение (1 ч).
Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация).

    Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч).

Основные задачи курса.

Кодирование информации (история и современность).

    Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч).




Практические занятия.

    Формирование информационной потребности школьников. (7 ч).



Практические занятия.

    Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч).



Практические занятия.

    Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч).


Практические занятия.

Итоговое занятие (1 ч)

Современные информационные технологии. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.

    Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256 с.

    Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 1996. - 158 с.

    Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

    Гецов Г.Г. Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с.

    Гранин П.П., Бондаренко С.М., Канцевая Н.А. Как учить школьников работать с учебником. - М: Знание, 1987. - 92 с.

    Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.

    Лезер Ф. Рациональное чтение. - М: Педагогика, 1980. - 156 с.

    Николаева А.П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.

    Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. - 1988. - № 6. - с. 41-47.

    Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.

    Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М, 1987. - 145 с.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Информатика

Описание:

Пояснительная записка

Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.
«Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры» (Н.И. Гендина).
Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника».
Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса:

  1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
  2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее.
  3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.
  4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ - доктору педагогических наук, профессору Н.И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г.А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс


Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение

1. Информационная культура школьника.
Основные понятия курса.
2. История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее).
3. Информационные ресурсы современного общества
4. Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки.
5. Методы работы с книгой.
6. Простейшие способы переработки информации.

Итоговое занятие


ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс

Введение (1 ч)

Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.

  1. Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч).

    Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса.
    Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).

  2. История возникновения информационных ресурсов общества.

    Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч)

    История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).
    Основные знания о книге (структура).
    Основные знания о других носителях информации.
    Основные информационные центры.
    Культура оформления и хранения основных источников информации (книжные, аудиовизуальные, машиночитаемые).
    Практические занятия.

    Информационные ресурсы современного общества. (3 ч).

    Общие представления о разнообразии информационных потоков.
    Документальные источники информации.
    Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы.
    Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно-популярная и справочная литература).
    Значение вторичных источников информации.

    Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч).

    Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиотека.
    Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа).
    Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов.
    Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку.
    Практические занятия.

    Методы работы с книгой (9 ч).

    Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление).
    Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования).
    Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).

    Простейшие формы переработки информации (4 ч)

    Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение.
    Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями.
    Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты).
    Правила оформления.

    Итоговое занятие (1 ч).
    Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры.

    Выявляются знания полученные в ходе занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение

1. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника.
2. Информационная среда школьной библиотеки.
3. Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.
4. Самостоятельная работа ученика (пользователя) при розыске документа и его переработка.
5. Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователя информации.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Введение (1 ч).
Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация).

Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч).

Основные задачи курса.
Расширение знаний об основных понятиях курса (информационная потребность, информационный запрос, виды документов).
Кодирование информации (история и современность).

Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч).

Возможности школьной библиотеки как информационного центра. Знакомство с понятием «библиография», «библиографическая информация». Практическое применение библиографической информации (библиографические пособия). Расширение представлений о вторичных документах.
Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (справочные издания, алфавитный и систематический каталоги, картотеки).
Посещение детской библиотеки (знакомство с каталогами и картотеками).
Практические занятия.

Формирование информационной потребности школьников. (7 ч).

Читательская деятельность подростков в контексте социологических исследований.
Информационные потребности шестиклассников. Влияние учебной, познавательной деятельности на содержание информационных потребностей. Использование различных источников информации для приобретения и расширения знаний по предмету (учебная, научно-популярная, справочная литература). Значение справочного аппарата книги, отработка навыков использования (структура построения; значение предисловия, послесловия, комментариев, приложения).
Практические занятия.

Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч).

Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
Правильность формирования информационного запроса. Формирование умений поиска информации (адресный, фактографический и тематический запросы). Последовательность проведения розыска. Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-познавательной деятельности школьников.
Практические занятия.

Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч).

Культура мышления. Организация рационального чтения. Знакомство с видами чтения. Роль и значение периодических изданий (периодические издания для школьников). Культура чтения периодики. Современные носители информации (разнообразие видов и форм), возможности их использования учащимися.
Практические занятия.

Итоговое занятие (1 ч)

Современные информационные технологии. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.

    Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256 с.

    Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 1996. - 158 с.

    Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

    Гецов Г.Г. Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с.

    Гранин П.П., Бондаренко С.М., Канцевая Н.А. Как учить школьников работать с учебником. - М: Знание, 1987. - 92 с.

    Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.

    Лезер Ф. Рациональное чтение. - М: Педагогика, 1980. - 156 с.

    Николаева А.П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.

    Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. - 1988. - № 6. - с. 41-47.

    Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.

    Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М, 1987. - 145 с.

Программа «Основы информационной культуры у младших школьников» 1- 4 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача – научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации , используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационого общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной грамотности».

В условиях перехода к информационному обществу в одном ряду с умением писать , читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:


  1. Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения.

  2. Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками.

  3. Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных на уроках.
Цель данного курса – вызвать у школьника устойчивый интерес к книге, привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом и научиться ориентироваться в библиотечном пространстве.

Курс рассчитан на 8 часов.

По окончанию начальной школы учащиеся смогут:


  • знать правила пользования библиотекой;

  • знать основные элементы книги;

  • уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;

  • уметь пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями для младших школьников;

  • уметь выбирать книги на открытом доступе и т.д.

п/п

Наименование темы

Количество часов

Начальная школа.

1 класс

1.

Библиотека – дом, где хранятся книги.

1

2.

Правила и умение обращаться с книгой.

1

Всего занятий:

2

2 класс

1.

Книга – великое чудо.

1

2.

Выбор книги в библиотеке .

1

Всего занятий:

2

3 класс

1.

Структура книги.

1

2.

Создаем библиотеку.

1

Всего занятий:

2

4 класс

1.

Твои первые энциклопедии. Справочная литература.

1

2.

Работа с книгой.

1

Всего занятий:

2

Всего занятий за год:

8

Программа «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 5-11 классов.
Авторы: Бединская Е. – зав. библиотекой общеобразовательной школы г. Ленинска-Кузнецкого;
Казакова О.С. – зав. библиотекой Юргамышской средней школы;
Матьюкова В.Н. – библиотекарь Юргамышской средней школы, Слепнева Т.М. – библиотекарь Юргамышской РЦБ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

5 – 11 классы.
В основе программы использована программа «Основы информационной культуры школьника» Е. Бединской, зав. библиотекой общеобразовательной школы №37 г. Ленинска-Кузнецкого.

Динамичность процесса информатизации общества, повышение требований к образовательному уровню актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.

Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющим самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей , имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Учитывая все возрастные особенности школьников, следует выделить несколько задач курса:


  1. Дать представление учащимся о современных технологиях.

  2. Владеть навыком самостоятельного выбора книг, уметь найти книги в библиотеке, пользуясь книжными выставками, рекомендательными списками, каталогами, полками открытого доступа, электронным каталогом.

  3. Познакомить с разными видами справочной литературы . Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий.

  4. Научить учащихся работать с источниками информации, находящейся на различных носителях. Уметь находить информацию, пользуясь диапроектором, эпипроектором, аудио- и видео магнитофонами, дисками, CD-ROM, электронными учебниками, Интернетом.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть потенциал знаний, создаёт более благоприятные условия для продолжения информационного образования.

В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

Курс рассчитан на 25 часов. Отдельные темы в программе повторяются, это оправдано усложнением материала и форм работы с учётом возрастных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника // Школьная библиотека.- 2002.-№3

  2. Андрианова Л.М. Информационные, культурные и образовательные ресурсы медиатеки в воспитании петербуржца XXI века // Школьная библиотека.- 2003.-№9

п/п

Наименование темы

Количество часов

Средняя школа.

5 класс

1.

Информационная культура школьника. Основные понятия.

1

2.

История возникновения информационных ресурсов общества.

1

3.

Методы работы с книгой.

2

4.

Простейшие формы переработки информации.

1

Всего занятий:

5

6 класс

1.

Информационная культура – путь к последующей самообразова-тельной работе школьника.

1

2.

Информационная среда медиацентра.

1

3.

Справочно-информационный поисковый аппарат библиотеки.

1

4.

Рациональные приёмы интеллектуальной работы пользователей информации.

1

Всего занятий:

4

7 класс

1.

Адресный поиск и алгоритм его выполнения.

1

2.

Фактографический поиск и алгоритм его выполнения.

1

3.

Тематический поиск и алгоритм его выполнения.

1

4.

Урок библиографии.

1

Всего занятий:

4

8 класс

1.

Формирование информационной культуры школьника.

1

2.

Методы самостоятельной работы с литературой.

1

3.

Технология подготовки реферата.

1

Всего занятий:

3

9 класс

1.

Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы.

1

2.

Электронный каталог. Использование внесённой информации.

1

3.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

1

Всего занятий:

3

Старшая школа.

10 класс

1.

Создание Веб-страничек.

1

2.

Сканирование изображений.

1

3.

Сканирование и распознавание текста.

1

Всего занятий:

3

11 класс

1.

Работа с

Создание В течение многих их лет с учащимися школы 37 г. Ленинска-Кузнецкого проводились занятия по библиотечно-библиографической культуре. Новый курс «Основы информационной культуры школьникам позволил по-новому раскрыть темы традиционных библиотечных занятий. В работе с учащимися используются различные методические приемы: обзоры, экскурсии, практические занятия, сообщения, самостоятельные работы, тесты.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА 1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. 2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации различных видах изданиях:(книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. 3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. 4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.




1. Информационная культура школьника. Основные понятия Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса. Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).






3. Информационные ресурсы современного общества Общие представления о разнообразии информационных потоков. Документальные источники информации. Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы. Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно- популярная и справочная литература). Значение вторичных источников информации.


4. Библиотека - информационный центр школы Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека. Основные понятия о справочно- библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа). Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов. Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку. Практические занятия.


5. Методы работы с книгой Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление). Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования). Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).


6. Простейшие формы переработки информации Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение. Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями. Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты). Правила оформления.




Вопросы тестов ТЕСТ 1 по теме: «История возникновения информационных ресурсов общества» 5. Библиотека царя Ашшурбанипала в Ассирии состояла из: а) папирусных свитков; б) пергаментных книг; в) глиняных табличек. 6. Самая известная библиотека древности находилась: а) г. Александрия, Египет; б) г. Пергам, Малая Азия; в) г. Ниневия, Ассирия. Ключ к тесту: 1. А, Б, В. 2. А. 3. В. 4. Б. 5. В. 6. А. 7. Б. 8. Б. 9. В. 10 Б. 11.Б

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

города Можги Удмуртской Республики

Рабочая программа

по факультативу

«Основы информационной культуры школьника»

Составлена на основе учебно-методического комплекса для учащихся

общеобразовательных учебных заведений,Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова, Москва, 2014 г.

г. Можга, 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Основы информационной культуры школьника» рассчитана на учащихся 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, следует выделить несколько основных задач:

    Дать представление учащимся о книге и библиотеке.

    Дать представление учащимся о современных информационных технологиях

    Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

    Знакомство со способами ориентировки в «море литературы» и умением выделять главное и второстепенное.

    Расширить читательский кругозор, знакомя с различной (по читательским интересам) литературой. Правила знакомства с книгой, способы ее описания.

    Развитие коммуникативных навыков. Развитие опыта публичного выступления. Умение работать в группах.

Факультативный курс «Основы информационной культуры» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний. Создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: урок-беседа, урок-лекция, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, игровые формы, тесты.

Общая характеристика учебного курса

Программа «Основы информационной культуры школьника» построена в соответствии с принципами:

    научная обоснованность и практическая целесообразность;

    возрастная адекватность;

    необходимость и достаточность информации;

    практическая целесообразность.

Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации программы дети узнают о роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, типах и видах документов, библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества, алгоритме поиска информации в различных источниках.

Основные методы обучения:

фронтальный метод;

групповой метод;

практический метод;

познавательная игра;

ситуационный метод;

игровой метод;

соревновательный метод;

активные методы обучения.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

чтение и обсуждение;

урок-беседа;

творческие домашние задания;

практические занятия;

урок-лекция;

конкурсы (рисунков, рассказов);

сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

мини – проекты.

Описание места учебного курса в учебном плане

Преподавание программы «Основы информационной культуры школьника» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, наряду с познавательной и речевой деятельностью, выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера.

Программа «Основы информационной культуры школьника» рассчитана на 34 часов, включая 25 часов информационных и 9 практических занятий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания конкретного учебного курса

Освоение детьми программы «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Личностные результаты:

Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Определять и формировать цель с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

Ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;

Обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

Учиться работать в группе, паре.

Предметные результаты:

Воспринимать на слух художественный текст;

Знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;

Понимать значение терминов, определенных программой;

Ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;

Иметь представление о различных видах информации.

Метапредметные результаты:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

В том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Основное содержание учебного курса

«Основы информационной культуры личности»

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника» (1 ч)

Цели и задачи курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представлений об информации. Виды информации по способу восприятия органами чувств (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное). Книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии и др. документы как источники, содержащие различные виды информации. Человек и информация. Роль компьютера и компьютерной информации в жизни общества и отдельного человека.

Тема 1.2. Виды информации (1 ч)

Многообразие информации, окружающей человека. Виды информации по различным основаниям деления: по типам носителей информации, по сферам деятельности, по областям наук. Виды информации по типу носителя: традиционная (книги, газеты, журналы и др.); электронная (интернет-сайты, СД и DVD - диски, флэш-накопители и др.).

Тема 1.3. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества (1 ч)

Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о первичных и вторичных документах.

Классификация первичных документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. Развитие представлений о справочных (справочники, детские энциклопедии, отраслевые энциклопедические словари) документах. Углубление представлений о периодической печати (газеты, журналы) для младших школьников. Электронные периодические издания для младших школьников.

Тема 1.4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации (1 ч)

Углубление представлений о свертывании и развертывании информации. Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания. Представление о вторичных документах как результатах свертывания информации.

Развертывание информации по ключевым (опорным) словам на примере научно-познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей.

Тема 1.5. Библиотеки как источники информационных ресурсов (1 ч)

Развитие представлений о библиотеке. Назначение детской и школьной библиотеки. Структура детской и школьной библиотеки. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотеки. Правила пользования открытым доступом к книжному фонду. Правила пользования библиотечной книгой. Назначение читательского билета, читательского формуляра, книжного формуляра.

Тема 1.6. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека (1 ч)

Представление о сущности понятий: «Интернет», «веб-сайт», «портал», «поисковая система». Опасности, связанные с использованием Интернета. Понятие об информационной безопасности личности.

Раздел 2. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.

Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, заглавие книги (на примере сборника стихов, сказок, рассказов, басен). Алгоритм выполнения адресного поиска документа в электронном каталоге.

Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов. Понятие фактографической информации, Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому запросу и условия его успешного выполнения.

Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Понятие тематической информации. Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме. Правила формулировки тематических запросов. Систематический каталог и его структура. Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге.

Тема 2.4. Особенности поиска информации в Интернете (1 ч)

Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую его информацию по заданным ключевым словам. Представление о Яндексе как крупнейшей российской поисковой системе и интернет-портале.

Раздел 3. В мире книги. Анализ источников информации.

Тема 3.1. История создания книги. Первая печатная книга на Руси (1 ч)

Тема 3.2. Структура книги. (1 ч)

Элементы книги

Тема 3.3. Справочно-поисковый аппарат книги (1 ч)

Тема 3.4. Книга со страницы на сцену (3 ч)

Прочтение любимой книги. Постановка сюжета книги. (для младших классов)

Тема 3.5. Что? Где? Когда? Как и почему (2 ч)

Работа со справочной литературой. Изготовление книжки-самоделки.

Тема 3.6. Медиатекст как объект иналитико-синтетической переработки (1 ч)

Тема 3.7. Анализ медиатекста (1 ч)

Мультфильм как объект анализа. Классификация мультфильмов. Анализ мультфильма (на примере мультфильма «девочка и Медведь» и одной из серий российского детского мультсериала «Маша и Медведь»).

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

Тема 4.1. Технология подготовки планов готовых текстов (2 ч)

Общее представление о плане как систематизированном перечне разделов, подразделов и т.п. элементов, характеризующих содержание какого-либо документа или текста. Различение планов по объекту планирования. План как краткая форма записи прочитанного.

Тема 4.2. Технология подготовки планов создаваемых текстов (2 ч)

Представление о плане как средстве конструирования создаваемого текста. План как заранее намеченный порядок, последовательность рассмотрения текста, систематизированный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Использование плана при подготовке письменных, творческих работ: сочинений на заданны, описаний, сказок, рассказов, докладов рефератов и т.п.

Тема 4.3. Технология подготовки учебных рефератов (1 ч)

Многозначность понятия «реферат». Учебный реферат как результат самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся, раскрывающий суть исследуемой проблемы; содержащий различные точки а также собственные взгляды на нее. Примерная структура учебного реферата: титульный лист, введение, основная часть с делением на главы (разделы) и параграфы, заключение список литературы, приложения. Правила оформления учебного реферата.

Тема 4.4. Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада (1 ч)

Доклад как типичный вид публичной речи. Требования к докладу как устному выступлению: раскрытие темы доклада; выражение позиции выступающего; установление контакта с аудиторией; выразительность речи; соответствие отведенному времени (регламенту). Электронная презентация как мультимедийный документ и средство повышения выразительности выступлений и докладов, убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Требования к электронной презентации, сопровождающей доклад.

Тема 4.5. Технология подготовки электронных презентаций (2 ч)

Электронная презентация как набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле. Представление о возможностях программы Ро wer Point для подготовки мультимедийной презентации.

Тема 4.6. Технология подготовки традиционных писем (1 ч)

Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Отличительные признаки письма как текста. Правила написания писем.

Тема 4.7. Технология подготовки электронных писем (1 ч)

Роль электронной переписки и электронных писем как важнейшего средства коммуникации в современном мире. Электронная почта (е- mail ) как система, позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной Сети. Сходство традиционных и электронных писем.

Тема 4.8. Технология подготовки отзывов на литературные произведения (1 ч)

Представление об отзыве как обоснованном мнении о чем-либо прочитанном, увиденном, услышанном, представленное в виде письменного текста. Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Структура отзыва на литературное произведение.

Тема 4.9. Технология подготовки отзывов на мультфильмы (1 ч)

Структура отзыва на мультфильм. Выражение собственного мнения и личной оценки мультфильма как обязательный элемент отзыва. Технология подготовки отзыва. Самостоятельное составление отзыва на мультфильм.

Тема 4.10. Технология подготовки биографий (2 ч)

Представление о биографии как о жизнеописании выдающихся людей, основанном на фактическом материале. Структура текста биографии. Самостоятельное составление биографии путешественника (полководца, писателя " и т.п.).

Планируемые результаты изучения учебного курса

Знать

    основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;

    основные понятия и термины.

Уметь

    самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

    вести информационный диалог через умение читать;

    самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска и ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеки;

    анализировать художественный текст, используя простейший алгоритм анализа текста;

    формулировать информационный запрос и работать по заданному алгоритму.

Применение этих навыков на практике позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

К алендарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание уроков

(по темам)

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Примечания

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Введение.

Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

Виды информации

Многообразие информации, окружающей человека.

Знакомство с презентацией. Умение работать с различными источниками информации

Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

Понятие о первичных и вторичных документах.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Углубление представлений о свертывание и развертывании информации.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою учебную деятельность под руководством учителя

Библиотеки как источник информационных ресурсов

Развитие представлений о библиотеке. Структура библиотеки.

Умение работать с различными источниками информации. Умение структурировать учебный материал

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека.

Область применения Интернета. Правила безопасной работы.

Раздел 2. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном документе.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном факте.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Тематический поиск и алгоритм его выполнения

Понятие тематической информации. Правила формулировки тематических запросов.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Особенности поиска информации в Интернете.

Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую информацию по заданным ключевым словам.

Умение работать с текстом, находить в нем главное.

Решение тестовых заданий

Раздел 3. В мире книги. Анализ источников информации.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

История создания книги. Появление книгопечатания.

Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Структура книги

Элементы книги

Планировать свою учебную деятельность под руководством учителя

Справочно-поисковый аппарат книги

Первичный документ как объект анализа. Справочно-поисковый аппарат книги.

Умение структурировать учебный материал

14-16

Книга со страницы на сцену

Прочтение любимой книги. Постановка сюжета книги.

17-18

Что? Где? Когда? Как и почему?

Работа со справочной литературой. Изготовление книжки-самоделки. «У страха глаза велики»

Умение работать с различными источниками информации.

Медиатекст как объект аналитико-синтетической переработки

Представление о медиа как средствах массовой информации (СМИ). Виды медиатекстов.

Работа с текстом и электронным приложением

Анализ медиатекста

Мультфильм как объект анализа. Анализ мультфильма.

Умение сотрудничать в совместной деятельности

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

21-22

Технология подготовки планов готовых текстов

Алгоритм составления плана готового текста.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

23-24

Технология подготовки планов создаваемых текстов

Алгоритм составления плана создаваемого текста.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки учебных рефератов

Учебный реферат как результат самостоятельной работы учащихся

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада

Доклад как типичный вид публичной речи. Электронная презентация как мультимедийный документ. Требования к докладу и презентации.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

27-28

Технология подготовки электронных презентаций

Алгоритм подготовки электронной презентации.

Умение работать с презентацией

Технология подготовки традиционных писем

Письмо как средство общения людей. Структура письма.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки электронных писем

Роль электронной переписки в современном мире.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки отзывов на литературные произведения

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки отзывов на мультфильмы

Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся. Структура отзыва.

Умение работать с различными источниками информации.

33-34

Технология подготовки биографий

Правила оформления и редактирования биографии.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Рассказать друзьям