Проективные матрицы равена. Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена). Время проведения методики ограничено

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Бланк ответов

№ задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
Сумма правильных ответов

Общее время выполнения теста __________ мин. ____________ сек.
Обща сумма баллов ________________
IQ показатель _________________

Стимульный материал

Обработка результатов методики Равена

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.

Ключ (ответы) к тесту Равена.

Серия А Серия В Серия С Серия D Серия Е
1 4 2 8 3 7
2 5 6 2 4 6
3 1 1 3 3 8
4 2 2 8 7 2
5 6 1 7 8 1
6 3 3 4 6 5
7 6 5 5 5 1
8 2 6 1 4 6
9 1 4 7 1 3
10 3 3 6 2 2
11 4 4 1 5 4
12 5 5 2 6 5


Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста. В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:
1)на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.) и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

Таблица 1
Процентная шкала степени развития интеллекта

Таблица 2
Перевод полученных результатов в IQ

К-во баллов Возраст в годах
8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 16-30
-
-
-
-
-
-
-
-
-
96
91
99

Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:
(IQ для 16-30 х 100)/% , где
%, определяющийся по таблице:

Возраст 16-30 35 45 50 60
% 82

Например: испытуемый пятидесяти лет выполняет 49 заданий.
IQ по таблице = 110 баллов.
Следовательно, (110 баллов × 100)/82=134 балла.

Таблица 3
Шкала умственных способностей

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОБРАБОТКИ

Возможен перевод результатов в проценты с учетом возраста испытуемого по следующей таблице.

% Хронологический возраст в годах.
- - - - - - - -
- - - - - - - -

Определение уровня интеллекта согласно % производят по следующей таблице.

ИНТЕРПРEТАЦИЯ
Каждая серия заданий составлена по определенным принципам.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Исследование уровня развития интеллекта по методике « Прогрессивные матрицы Равена»

ФИО: Филлипов Алексей Андреевич

Возраст – 25; Пол - м; Дата обследования 01.06.2014;

Бланк ответов

№ задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
Сумма правильных ответов
Нормативное распредление баллов -1 -2 -1 -7

Общее время выполнения теста ____20______ мин. ____________ сек.
Обща сумма баллов __51______________
IQ показатель __114 баллов _______________

Обработка и интерпретация результатов:

Используя ключ к тесту, подсчитаем количество баллов по каждой серии и запишем результаты в бланк ответов. Общая сумма баллов по всем сериям – 51 правильный ответ. Далее, мы переводим количество «сырых балов» в IQ, используя при этом таблицу перевода. В нашем случае количеству «сырых балов»-51 при возрасте испытуемого 25 лет уровень развития интеллекта – 114. Используя формулу, вычисляем процент уровня развития интеллекта: IQ= (114/100)*100=114. Этот процент развития интеллектуальных способностей указывает на то, что испытуемый имеет третий степень развития интеллекта, то есть - средний интеллект.

Заключение

По результатам исследования уровня развития интеллектуальных способностей по методике «Прогрессивные матрицы Равена», у испытуемого, возрастом 25 лет, наблюдается средний уровень развития интеллекта, что отвечает нормам личностного развития. Для того, чтобы развивать свои интеллектуальные способности, испытуемому рекомендуется в разные способы развивать и тренировать все виды памяти и языковые навыки, решать логические и творческие задания, заниматься физическим развитием, играть в разные игры, читать книги, которые имеют новые для нас слова и для понимания которых нужно прикладывать усилия мозга.

Задание 2. Исследование по методу наблюдения

Цель: наблюдение и фиксирование у наблюдаемого параметров и особенностей проявления психических характеристик методом осознанного полевого наблюдения.

Дата наблюдения Условия, при которых проводилось наблюдение Что наблюдалось Что обнаружено в процессе наблюдения Обьяснение данных наблюдения
25.05.2014 26.05.2014 27.05.2014 Офисное помещение, рабочий процесс Офисное помещение, рабочий процесс Офисное помещение, рабочий процесс Локус контроля Направленность человека Тип темперамента В процессе наблюдения испытуемый разделяет свои действия в работе на плохие и хорошие, больше полагается на то, что негативный результат его действий зависит от влияния неизвестных ему факторов и сбоев, он оправдывается, перед принятием нового задания человек тревожится о том, сможет ли он его выполнить, проявляется неуверенность в себе, но контакты внутри рабочего коллектива налажены, активны, Испытуемый часто отрывается от работы, когда кто-то из офиса подает инициативу выйти. Утром, придя на работу, он позитивный, радостный, поднимает иногда настроение, интересуется жизнью своих коллег по работе, имеет хорошие отношения с коллегами, в перерыве от работы может в компании коллег провести время, он активный в общении, готов к поддерживанию шуток, к интересному общению на разные темы, часто отвлекается от рабочего процесса. В последствии этого, испытуемый может не успевать делать основную работу вовремя, ему нужно больше времени на выполнение работы, чем другим. В процессе работы, наблюдаемый часто и быстро переключается с рабочего состояния на невынужденные разговоры с коллегами, проявляет волнение и озадаченность при необходимости выполнить работу вовремя, быстро реагирует на внешние подражания, уделяя этому внимание, ему приятно, когда он что-то интересное рассказывает и его слушают, когда он может говорить о своем мнении и даже спорить с кем-то. Он проявляет свою компетентность в рабочей группе людей для того, чтобы с ним считались, любит быт услышанным и когда его поощряют. Принимая решения, человек делает это часто спонтанно, не всегда хорошо обдумывая, но торопиться его принять. Локус контроля внешний (или экстернальный) Направленность на взаимодействие, что указывает на выраженную потребность в общении. Сангвиник

Заключение: в результате трехдневного наблюдения, которое было проведено в условиях деятельности человека, в поведении наблюдаемого были зафиксированны особенности по таким выборочным характеристикам: локус контроля, тип темперамента и направленность человека. По зафиксированным данным можно говорить о том, что в наблюдаемого локализация контроля внешняя(или экстернальная), направленность на установление и поддержку хороших взаимоотноошений с окружающей средой, более всего проявляется тип темперамента - сангвиник.

3. Исследование по методу беседы

В своем задании по проведению беседы, моей целью стало изучение профессионального и творческого становления личности местного художника-фотографа. В беседе участвовал студент-психолог и местный художник-фотограф.

Студент-психолог: Мне бы хотелось более подробно узнать о том периоде вашей жизни, в котором вы для себя поняли способ самореализации?

Художник: До момента использования кисти, я работала в социальной сфере, это работа с людьми, а также с благоприятными и неблагоприятными семьями. Тогда мене было 22 года, и я понимала, что будучи молодой, имея за плечами образование психологическое, мне нужно что-то еще делать и для себя, для своего развития, для своего внутреннего наполнения и сбережения своего здоровья. Тогда я уже была личностью активной и часто выходила на публику. Но идея взять кисть в руки – это была подсказка голоса изнутри, как еще один аспект моей личности для самореализации и проявления своего «Я».

Студент-психолог: То есть, я правильно понимаю, что рисование дало вам возможность избежать эмоционального выгорания, которое возникает при работе с неблагоприятными семьями и другими категориями населения?

Художник-фотограф: Рисование стало для меня совсем новым источником жизненной энергии, это есть моя находка, которую подсказал мне мой ум в определенный трудный период работы с населением.

Студент-психолог: Когда я смотрела на картины, которые теперь можно увидеть в интерьерных магазинах города, то видела лишь цветы на ваших картинах. Почему цветы? И какие условия вам нужны для творения?

Художник-фотограф: Цветы для меня – это отображение моего внутреннего состояния и настроения. Условия работы – это во-первых, вечер, период после основной работы, в своей тихой мастерской, во-вторых, на выходные я я еду на природу, где мне легко творить и это меня расслабляет и вдохновляет. Делая картину, я особое внимание уделяю смешиванию красок, в результате чего я вижу что-то новое в своих картинах.

Студент-психолог: Увлечение фотографией в вашем случае есть для вас следствием рисования? Ибо я вижу, что сейчас в вашей творческой деятельности фото начинает доминировать

Студент-психолог: А как вы думаете, для того чтобы стать творческой личностью нужно рисовать и фотографировать? Или есть еще и другие варианты открытия в себе творческого начала?

Художник-фотограф: Есть много способов развития творческого начала и становления творческой личности. В моем случае – это рисование и фотография. Для кого-то другого – это будет что-то другое, потому что мы все индивидуальны. Главное в поиске себя - это прислушивание к себе, тогда мы сможем найти себя!

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

БЛАНК

ФИО _________________________

Номер задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень - более 95% - высокий интеллект;
2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;
3 степень - 25-74% - интеллект средний;
4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;
5 степень - ниже 5% - дефект.

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Серия A 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2
Серия B 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8
Серия C 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2
Серия D 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6
Серия E 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5

Таблица пересчета баллов

Нормальная композиция очков

Ожидаемое число очков по каждой серии Серия Сумма очков
10 15 20 25 30 35 40 45 50 55
A 6 8 9 10 10 10 10 11 11 12
B 2 4 6 7 8 8 9 10 11 11
C 1 2 3 4 6 7 8 10 10 11
D 1 1 2 3 4 7 9 9 10 11
E 0 0 0 1 2 3 4 5 7 10

Стимульный материал

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия В - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления". После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых явля ется искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: "Закрыть всем таблицы!

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого. Интерпретация результатов (ключи) Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестати стическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

БЛАНК

ФИО (№)

№ задания

А В С В Е
Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень - более 95% - высокий интеллект;

2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;

3 степень 25-74% - интеллект средний;

4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;

5 степень - ниже 5% - дефект.

КЛЮЧ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1-я серия 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2 2-я серия 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8 3-я серия 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2 4-я серия 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6 5-я серия 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5

ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА БАЛЛОВ

Оценка в баллах

Сумма очков

129-

За правиль-

Ные ответы

НОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОЧКОВ

Ожидаемое

Серия

Сумма очков

15 20 25 30 35 40 45 50 55

Число очков по каждой

8 9 10 10 10 10 11 12 12

Серии

4 6 7 8 8 9 10 11 11

2 3 4 6 7 8 10 10 11

1 2 3 4 7 9 9 10 11

00123457 10

Стимульный материал к методике Равена

1-1

1-2

1-3

1-4

1-5

1-6

1-7

1-8

1-9

1-10

1-11

1-12

2-1

2-2

2-3

2-4

2-5

2-6

2-7

2-8

2-9

2-10

2-11

2-12

3-1

3-2

3-3

3-4

3-5

3-6

3-7

3-8

3-9

3-10

3-11

3-12

4-1

4-2

4-3

Таблицы Равенна (шкала прогрессивных матриц)

Методика предназначена для изучения логичности мышления и определения коэффициента интеллекта. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

При решении заданий выступают 3 основных психических процесса:

1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);

2) перцепция – восприятие, восприимчивость;

3) мышление, понятливость.

При решении задач внимание очень напряжено, оно поддерживает стремление (интерес) к решению. В процессе выполнения задания требуется концентрация внимания и его распределение. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, имеют значение воля и эмоции.

Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равенна не является тестом «всеобщего интеллекта», а исследует способность к систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности. Было бы ошибкой, если бы тесты Равенна считали интеллетуальными тестами. В этом случае речь идет об определении способностей к систематизации в мышлении, к планомерности и методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равенна – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.

Шкала матриц состоит из 5 серий (60 таблиц), которые Равен упорядочил согласно следующим принципам:


А – принцип взаимосвязи в структуре матриц;

В – аналогия между парами фигур;

С – принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц;

D – принцип перегруппировки фигур;

Е – принцип разложения фигур на элементы.

В серии А тестовое значение заключается в дополнении недостающей части образца (основного изображения) или матриц. Фигуры его статичны.

При решении заданий серии А протекают 2 мыслительных процесса:

Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии. Методика разработана английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в "чистом виде", исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая - на правильный ответ: 1-7,2-6,3-6,4-1,5-2,6-5,7-6, 8-1,9-3,10-5.

Выводы об уровне развития

Рассказать друзьям